http://www.slideboom.com/presentations/639549/Moi-gorod-Vorkuta/
Родительское собрание
"Конфликты между детьми и родителями. Как их избежать?"
Сценарий родительского собрания
«Конфликты между детьми и родителями. Как их избежать?»
Пояснительная записка: В вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда совсем безобидная ситуация может перерасти в серьезный конфликт и даже крупную ссору. Это родительское собрание даст возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения не только родителей, но детей. Родительское собрание рассчитано на родителей 7- 11 классов
Цель: Изучение точек зрения родителей и детей по решению проблемных ситуаций, возникающих между родителями и детьми.
Задачи:
1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
2. Развивать у родителей и детей интерес к совместному обсуждению проблем.
Форма проведения: лаборатория
Участники: родители и их дети, классный руководитель, психолог
Вопросы для обсуждения:
1. Причины возникновения конфликтов между родителями и их детьми.
2. Значение для ребенка общения в семье.
3. Пути по преодолению конфликтов
Материалы: клейкие листики для ответов, ручки, ватманы: «Причины ссор», «Лучшие качества родителей и детей», «Советы»,ситуации для обсуждения в «бочонке», эпиграф.
Предварительная подготовка: Проведение анкетирования среди учащихся:
Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?
Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?
С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?
Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?
Считает ли семья праздником твой день рождения?
Какие праздники в своей семье ты любишь?
Если бы ты был волшебником, что бы ты хотел изменить в своей семье?
Ход родительского собрания:
Дети и родители разбиты на две большие группы. У каждого из них : клейкие листики для ответов и ручки. На доске написана тема родительского собрания, эпиграф, прикреплены ватманы.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер! Сегодня мы собрались вместе для того, чтобы обсудить проблему, с которой сталкивается каждый из нас. Наверно, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями. Поэтому, попробуем разобраться в вопросе: Что лежит в основе конфликтов отцов и детей? И обсудим пути решения конфликтных ситуаций в семье, возникающие между родителями и детьми.
А начну наше собрание с вопроса: "Как вы думаете, почему достаточно часто между родителями и их детьми возникают конфликты, ссоры?" Дети взрослеют, становятся умнее, но ссор между нами не уменьшается, а нам хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействий с родственниками становилось меньше, но так не происходит. Почему?
II. Вопрос родителям и детям: «Что может стать причиной ссоры?»
Родители и дети приводят свои ответы-ситуации на листочках..
Ожидаемые ответы:
Что родителям не нравится в их замечательных детях? Вот несколько типичных жалоб:
- поздно ложится спать;
- прибегает ко лжи;
- не аккуратен на кухне;
- берет без спроса одежду родителей;
- одевается без вкуса;
- злоупотребляет косметикой;
- гуляет допоздна;
- часами занимает телефон;
- раздражителен или ,наоборот, замкнут;
- имеет плохих друзей;
- слишком много времени проводит за ПК или ТВ;
- валяется целыми днями и ничего не хочет делать;
- уроки оставляет на потом;
- прогуливает уроки;
- приводит друзей домой, когда нас нет;
- не помогает по хозяйству;
- не убирает в своей комнате;
- часто просит денег;
- курит.
Группы обмениваются листочками. Один из группы их озвучивает и прикрепляет на ватман «Причины ссор»
III. Классный руководитель:
Таким образом, выделяются следующие сферы жизни подростков, которые являются наиболее конфликтными:
Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение досуга, планирование будущего, инфантильное или апатичное поведение.
Внешний вид и манеры поведения: употребляемые выражения – сленг, манера одеваться, наличие вредных привычек, а также асоциальное поведение - курение, алкоголь, наркотики, употребляемые выражения, лживость.
Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе.
Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности - жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.
Я только обобщила ваши мнения, а психолог расскажет нам о психологических причинах возникновения конфликтов между родителями и детьми.
IV. Выступление психолога:
Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако, как показывают некоторые данные, необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам дисциплины и успеваемости, и неформальное, т. е. не регламентированное общение с родителями.
Если первое вызывает у подростков острую неудовлетворенность, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется лишь на 30%. При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,7% подростков, а общением с отцом -12%. Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростками и родителями, психологи называют неумение и нежелание родителей выслушать, понять, принять ценность другого, а также уверенность в собственной непогрешимости.
Результаты анкетирования детей.
«Они меня не слушают!» - самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценке подростков, уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем параметрам родители значительно уступают друзьям.
Отношения к семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной, степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.
Непонимание подростков их родителями часто вызвано нарушением роли подростка в семье. Он может играть роль:
любимчика;
бэби, маленького ребенка;
хулигана, неисправимого, трудного;
вундеркинда, надежды семьи;
козла отпущения;
судьи, примирителя.
Эмоционально отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится жизнь и воспитание детей.
IV. Ситуации для обсуждения «Что делать, если...»
Каждой группе предлагается из бочонка вытащить ситуацию и ее обсудить. В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей. Психолог оценивает адекватность доводов, в конце обсуждения вносит коррекции.
Например:
Ситуация первая. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.
Ситуация вторая. Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не знаете, как поступить.
IV. Советы.
Задание родителям и детям: «Дайте советы друг другу, которые помогут избежать ссоры» Родители и дети приводят свои ответы-ситуации на листочках..
Ожидаемые ответы:
Советы родителям:
* Не скупись на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Х
* Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом.
* Ставьте перед ребенком достижимые цели.
* Вместо приказаний - просить совета или помощи, как у равного или старшего.
* Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают или что-то запрещают.
Советы детям:
* Доверяйте родителям - они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
* Делитесь своими радостями и даже проблемами.
* Старайтесь их понимать.
V. Рефлексия.
Дети и родители берут ручки и листочки и записывают, затем каждый озвучивает свой ответ и прикрепляет его на ватман «Лучшие качества родителей и детей»:
* родители - самые лучшие качества своего ребенка;
* дети - лучшие слова, какие можите сказать своим родителей.
VI. Заключение.
Учитель: Всегда помните, какими мы выглядим в глазах родственников (показываю на плакат качеств). Разве такие люди могут допустить, что из этих ситуаций (показываю на плакат ситуаций) могут возникнуть конфликты?
А завершить наше родительское собрание, я хочу высказыванием выдающегося педагога-воспитателя А.С.Макаренко
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни даже тогда, когда вас нет…»
Мира, спокойствия и благополучия вашим семьям!
Литература:
Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»
Справочник классного руководителя