В ноябре 2012 года я проходила обучение в Международной школе "Успех в Internet PRO100".
После изучения вопроса о работе с программой Microsoft PowerPoint, каждому студенту необходимо было создать презентацию на одну из предложенных тем. Моя презентация рассказывает о городе Воркуте. Это мой любимый город. А презентацию я так и назвала "Мой город Воркута".
http://www.slideboom.com/presentations/639549/Moi-gorod-Vorkuta/
Родительское собрание
"Конфликты между детьми и родителями. Как их избежать?"
Сценарий родительского собрания «Конфликты между детьми и родителями. Как их избежать?»
Пояснительная записка: В
вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных
ситуаций. Иногда совсем безобидная ситуация может перерасти в серьезный
конфликт и даже крупную ссору. Это родительское собрание даст
возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить
опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными
точками зрения не только родителей, но детей. Родительское собрание
рассчитано на родителей 7- 11 классов
Цель: Изучение точек зрения родителей и детей по решению проблемных ситуаций, возникающих между родителями и детьми. Задачи: 1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся. 2. Развивать у родителей и детей интерес к совместному обсуждению проблем. Форма проведения: лаборатория Участники: родители и их дети, классный руководитель, психолог Вопросы для обсуждения: 1. Причины возникновения конфликтов между родителями и их детьми. 2. Значение для ребенка общения в семье. 3. Пути по преодолению конфликтов Материалы: клейкие
листики для ответов, ручки, ватманы: «Причины ссор», «Лучшие качества
родителей и детей», «Советы»,ситуации для обсуждения в «бочонке»,
эпиграф. Предварительная подготовка: Проведение анкетирования среди учащихся: Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне? Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца? С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой? Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях? Считает ли семья праздником твой день рождения? Какие праздники в своей семье ты любишь? Если бы ты был волшебником, что бы ты хотел изменить в своей семье?
Ход родительского собрания: Дети и родители разбиты на две большие группы. У каждого из них : клейкие листики для ответов и ручки. На доске написана тема родительского собрания, эпиграф, прикреплены ватманы.
I. Вступительное слово классного руководителя. Добрый
вечер! Сегодня мы собрались вместе для того, чтобы обсудить проблему, с
которой сталкивается каждый из нас. Наверно, наибольшие проблемы у
подростков возникают с родителями. Поэтому, попробуем разобраться в
вопросе: Что лежит в основе конфликтов отцов и детей? И обсудим пути
решения конфликтных ситуаций в семье, возникающие между родителями и
детьми. А начну наше собрание
с вопроса: "Как вы думаете, почему достаточно часто между родителями и
их детьми возникают конфликты, ссоры?" Дети взрослеют, становятся умнее,
но ссор между нами не уменьшается, а нам хотелось бы, чтобы проблем в
общении, во взаимодействий с родственниками становилось меньше, но так
не происходит. Почему?
II. Вопрос родителям и детям: «Что может стать причиной ссоры?» Родители и дети приводят свои ответы-ситуации на листочках.. Ожидаемые ответы: Что родителям не нравится в их замечательных детях? Вот несколько типичных жалоб: - поздно ложится спать; - прибегает ко лжи; - не аккуратен на кухне; - берет без спроса одежду родителей; - одевается без вкуса; - злоупотребляет косметикой; - гуляет допоздна; - часами занимает телефон; - раздражителен или ,наоборот, замкнут; - имеет плохих друзей; - слишком много времени проводит за ПК или ТВ; - валяется целыми днями и ничего не хочет делать; - уроки оставляет на потом; - прогуливает уроки; - приводит друзей домой, когда нас нет; - не помогает по хозяйству; - не убирает в своей комнате; - часто просит денег; - курит.
Группы обмениваются листочками. Один из группы их озвучивает и прикрепляет на ватман «Причины ссор»
III. Классный руководитель: Таким образом, выделяются следующие сферы жизни подростков, которые являются наиболее конфликтными: Социальная
сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение досуга, планирование
будущего, инфантильное или апатичное поведение. Внешний
вид и манеры поведения: употребляемые выражения – сленг, манера
одеваться, наличие вредных привычек, а также асоциальное поведение -
курение, алкоголь, наркотики, употребляемые выражения, лживость. Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе. Поведение
в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег,
отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности - жилью,
мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к
родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми
родственниками и т. п. Я
только обобщила ваши мнения, а психолог расскажет нам о
психологических причинах возникновения конфликтов между родителями и
детьми.
IV. Выступление психолога: Принято
считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте
снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако,
как показывают некоторые данные, необходимо различать общение
формальное, регламентированное, посвященное вопросам дисциплины и
успеваемости, и неформальное, т. е. не регламентированное общение с
родителями. Если первое
вызывает у подростков острую неудовлетворенность, то потребность во
втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется лишь
на 30%. При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только
31,7% подростков, а общением с отцом -12%. Причиной такого
психологического барьера, возникающего между подростками и родителями,
психологи называют неумение и нежелание родителей выслушать, понять,
принять ценность другого, а также уверенность в собственной
непогрешимости.
Результаты анкетирования детей.
«Они
меня не слушают!» - самая распространенная (и совершенно справедливая)
жалоба юношей и девушек на родителей. По оценке подростков, уровень
понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная
откровенность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем
параметрам родители значительно уступают друзьям. Отношения к семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной, степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Непонимание подростков их родителями часто вызвано нарушением роли подростка в семье. Он может играть роль: любимчика; бэби, маленького ребенка; хулигана, неисправимого, трудного; вундеркинда, надежды семьи; козла отпущения; судьи, примирителя. Эмоционально отношения в
семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи
ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг
друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний,
без которых не обходится жизнь и воспитание детей.
IV. Ситуации для обсуждения «Что делать, если...» Каждой
группе предлагается из бочонка вытащить ситуацию и ее обсудить. В
каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против»,
предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации,
определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в
воспитании детей. Психолог оценивает адекватность доводов, в конце
обсуждения вносит коррекции. Например: Ситуация первая. Вы
не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже
жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы
наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес. Ситуация вторая. Ребенок
вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то
задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он
живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не
знаете, как поступить.
IV. Советы. Задание
родителям и детям: «Дайте советы друг другу, которые помогут избежать
ссоры» Родители и дети приводят свои ответы-ситуации на листочках.. Ожидаемые ответы:
Советы родителям: * Не скупись на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Х * Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом. * Ставьте перед ребенком достижимые цели. * Вместо приказаний - просить совета или помощи, как у равного или старшего. * Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают или что-то запрещают.
Советы детям: * Доверяйте родителям - они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет. * Делитесь своими радостями и даже проблемами. * Старайтесь их понимать.
V. Рефлексия. Дети
и родители берут ручки и листочки и записывают, затем каждый озвучивает
свой ответ и прикрепляет его на ватман «Лучшие качества родителей и
детей»: * родители - самые лучшие качества своего ребенка; * дети - лучшие слова, какие можите сказать своим родителей.
VI. Заключение. Учитель: Всегда
помните, какими мы выглядим в глазах родственников (показываю на плакат
качеств). Разве такие люди могут допустить, что из этих ситуаций
(показываю на плакат ситуаций) могут возникнуть конфликты? А завершить наше родительское собрание, я хочу высказыванием выдающегося педагога-воспитателя А.С.Макаренко «Не
думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете
или поучаете. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни даже
тогда, когда вас нет…» Мира, спокойствия и благополучия вашим семьям!
Литература: Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?» Справочник классного руководителя
|